Публикации

Новомученики и исповедники Казанские

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Анатолий ЕЛДАШЕВ
Новомученики и исповедники Казанские

Он спокойно выслушал приговор тройки. Перекрестился сам и перекрестил палачей. Раздались выстрелы. Так, 20 ноября 1937 года по решению тройки НКВД был расстрелян в городе Чимкенте священномученик Кирилл (Смирнов), назначенный в июне 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским. Он неоднократно арестовывался и приговаривался к различным срокам заключения, главным образом за отказ от сотрудничества с властями.

Согласно «Завещанию» Святейшего Патриарха Тихона должен был исполнять обязанности патриаршего местоблюстителя после его кончины, но вследствие пребывания в ссылках и тюрьмах исполнить волю Патриарха возможности не представилось.

В 1981 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен в лике святых для общецерковного почитания, как и четырнадцать других наших святых. В Казани на улице Чистопольской освящен и действует храм во имя священномученика Кирилла Казанского.

В этом году отмечается столетие с начала открытого гонения на Православную Церковь в России. Уже осенью 1917 года, после прихода к власти большевиков, пролилась кровь новомучеников Церкви Русской. В ходе междоусобной смуты, открытых антицерковных акций, вследствие стремления построить безрелигиозное общество, преследованию подверглись тысячи православных иерархов, священников, монашествующих и простых мирян, точное число которых нам доподлинно не известно. Советской властью проводились антицерковные кампании по отделению Церкви от государства и школы от Церкви, изъятию церковных ценностей, вскрытию святых мощей, повсеместному закрытию монастырей и храмов по надуманным предлогам, поддержке обновленческого и других расколов. Своего пика гонения достигли в конце 1920-х – 1930-х годах.

Новомученики и исповедники ХХ века Церкви Русской – это предстатели и молитвенники наши пред Богом, радеющие о сохранении Державы Российской и православной веры в ней.

Среди них - священномученик, епископ Чистопольский, последний ректор Казанской Духовной академии Анатолий (Грисюк). После окончания Киевской духовной академии в 1903 году занимаясь научными исследованиями, стал признанным специалистом в области церковной истории. 6 июня 1913 года был назначен ректором императорской Казанской Духовной академии, на этой должности оставался вплоть до ее закрытия.

С сентября 1928 года архиепископ Одесский и Херсонский, с 1932 года – митрополит. В 1936 году снова арестован за антисоветскую агитацию, был приговорен к пяти годам заключения с отбыванием в лагере в Республике Коми. В январе 1938 года вследствие болезней и физического истощения скончался в лагерной больнице. В 1997 году канонизирован в лике местночтимых святых Херсонской епархии; на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года прославлен в лике новомучеников и исповедников.

Среди них – священномученик, епископ Свияжский Амвросий (Гудко).

С 1914 года епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. 18 марта 1917 года был уволен на покой и определен настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря Казанской епархии. В последней своей беседе с братией монастыря говорил:

«Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство».

8 августа 1918 года был арестован красноармейцами, которые прибыли в монастырь для захвата запасов хлеба. На следующий день 9 августа, по личному распоряжению Льва Троцкого владыка был расстрелян на станции Свияжск. По сохранившимся воспоминаниям очевидцев епископ Амвросий молился Богу на коленях с воздетыми к небу руками, пока для него копали могилу.

В 1999 году священномученик Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии.

Среди них - священномученик, епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов).

В период обучения в Казанской Духовной академии сблизился со старцем Гавриилом (Зыряновым), настоятелем Седмиозерной Богородичной пустыни близ Казани. Значительное влияние на него оказал видный иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Антоний (Храповицкий).

 В 1922 году после ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и вынужденном отъезде епископа Анатолия (Грисюка) временно управлял Казанской епархией; противодействовал обновленческому расколу. С 1923 по 1937 год неоднократно подвергался арестам. В ноябре 1937 года был вновь арестован за якобы контрреволюционную деятельность. Расстрелян 2 декабря. Был похоронен в братской могиле на Архангельском кладбище Казани.

Священномученик Иоасаф (Удалов) канонизирован Русской Православной Церковью заграницей в 1981 году; в 2008 году Священным Синодом Русской Православной Церкви прославлен в лике новомучеников и исповедников для всенародного почитания.

Мы ищем духовной поддержки у светильников веры Христовой - у преподобномученицы Маргариты Мензелинской, настоятельницы Мензелинского женского монастыря, которая не покинула свою обитель и была расстреляна на паперти соборного храма.

26 октября 1999 года игумения Маргарита была канонизирована в лике местночтимых святых Уфимской епархии; на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была прославлена в лике новомучеников и исповедников для общецерковного почитания.

Ищем поддержки у преподобномучеников Зилантовых – десяти послушников святой обители во главе с настоятелем архимандритом Сергием (Зайцевым), расстрелянных у Алексеевской церкви монастыря 10 сентября 1918 года, ворвавшимися туда красноармейцами.

Ищем поддержки у преподобномучеников Раифского монастыря, явивших нам образ нелицемерного стояния за Христа и расстрелянных в 1930 году.

Высокий пример новомученичества и исповедничества показали выпускники и преподаватели Казанской духовной академии: Феодор (Поздеевский), Гурий (Степанов), Амфилохий (Скворцов), Евсевий (Рождественский), Иона (Покровский), Дернов Павел Александрович, Гидаспов Феодор Михайлович.

Память новомучеников – это не одно лишь историческое воспоминание. Новомученики – опора и дня сегодняшнего, ибо мы верим и знаем, что они не умерли.

Расстреляны, но живы, похоронены, но стоят у Престола Божиего, потому что бессмертна душа. Они положили свою жизнь за Бога, за веру, за Россию, которую любили и за которую не боялись умереть.

Эти люди сознательно шли на смерть, поскольку они вместе с апостолом Павлом могли сказать: Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение (Филипп. 1:21).

Нам важно внимательно вчитаться в их жизнеописания, исследовать их подвиг, ощутить силу их духа, понять, где брали они силы перед лицом смерти свидетельствовать о своей вере во Христа.

Теги:
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Новомученики и исповедники Казанской епархии
история Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации