Публикации

Среда третьей седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Среда третьей седмицы Великого поста

Время Великого поста день ото дня сокращается для христиан. Дни идут своей очередью, приближая нас к неделям праздников Воскресения Христова.

Радость ожидания возбуждает наши чувства, и, с другой стороны, грусть охватывает душу, когда совесть говорит сердцу, что мы проводили время поста не так, как следовало бы истинным христианам.

Однако время не все еще миновало в вечность. Евангелие и Церковь не умолкают проповедовать покаяние и призывать к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Это были первые слова, которыми началась проповедь Иисуса Христа. Следовательно, спасение души и покаяние — две истины, одна от другой немыслимые. Без покаяния нет спасения.

Первый приступ к покаянию со стороны человека состоит в том, чтобы он обратил свои мысли и желания к возвещаемому Евангелием Царствию Божию. Нет особенного затруднения человеку оглядеть свою душу. Во время этого осмотра совесть и память покажут человеку его мысли, чувствования, желания и действия. Человеку остается работа устроить свой душевный мир таким образом, чтобы на место злых мыслей и грубых намерений поставить добрые; взамен порочных, мрачных желаний поставить добрые; злую, жестокую, упорную свою деятельность изменить на путь добродетели, святости и чистоты. В этом состоит начало и потребность покаяния. Следовательно, весь труд человека заключается в одном — устроить себя согласно с требованиями человеческого достоинства. Победим узкое себялюбие, любовью преодолеем эгоизм, растлевающий душу, — вот условия истинного покаяния.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, «Великий пост»

О добродетелях

На земле нет ничего, с чем бы можно было сравнить добродетель христианскую в достоинстве. Что Спаситель назвал единым на потребу? — Ревность о спасении души. Но это и есть добродетель христианская. Что важнее достижения последней цели? Но она достигается единственно христианской добродетелью. Что блаженнее Богообщения? Но оно нераздельно с христианской добродетелью.

Святитель Феофан Затворник

Три начала побуждают нас к добру: семена добра в нас от природы, святые силы и доброе произволение. Семена природы — когда, например, как желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в тесноте и нужде, и естественно милосердуем о нем. Святые силы — когда, чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие и успеваем. Доброе произволение — когда, различая добро от зла, избираем доброе. Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост, молитва, милостыня, странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры. Из добродетелей иные телесные (пост, рукоделие), а иные душевные (любовь, великодушие, кротость); итак, если случится по какой-либо нужде или состоянию телесному, например, по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем исполнить вышепоказанных добродетелей телесных, то имеем снисходительное прощение от Господа, ведующего и причины тому; не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым препятствиям.

Преподобный Максим Исповедник

Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Мф. 25, 45

Ты принял Меня, говорит Господь, в жилище свое, — Я прииму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, — Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на Меня, связанного, — Я освобожу тебя от уз. Ты приютил Меня, странника, — Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба, — Я дам тебе Царство в наследие и обладание. Ты сделал для Меня тайно, — Я воздам явно. Сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое — долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, — и сам не увидишь огня геенского. Ты посетил Меня, больного, — и сам не испытаешь мытарств и наказаний. О, поистине благословенны руки, совершающие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие к больным и в темницы ради Христа, и не испытают они тяжести греховных уз. Ты был с Ним в темнице и будешь с Ним царствовать.

Святитель Иоанн Златоуст

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Мф. 7, 21

Добродетель озаряет всех

Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех.

Преподобный Исидор Пелусиот

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего...» мы читаем много раз во время великопостных богослужений, размышляя на тему воздержания, говорит, что существует воздержание не только от еды и пития, но и от разных проявлений человека. Есть и воздержание глаз. Когда человек взирает на окружающий мир, то многое, с чем сталкивается его взор, может внушать человеку соблазн, искушать его, возбуждать чувство зависти и многие другие плохие чувства, которые оскверняют душу. Воздержание глаз заключается в сознательном отстранении от созерцания всего того, что может разрушить внутреннюю целостность человека, его покой. Вот почему требуется воздержание от просмотра многих телевизионных передач, которые несут в себе много искушений и соблазнов. Вот почему люди не ходят в кинотеатры, не посещают театры, и не делают многое из того, что связано с неким вызовом нравственному чувству.

Слово митрополита Феофана

Проповедь митрополита Феофана в субботу 3-й седмицы Великого поста в храме свв. Космы и Дамиана г. Набережные Челны

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13) — вот для чего пришел Спаситель.

Праведный Сын Божий, путешествуя по Палестине, видит мытаря — по-нашему налогового инспектора. Эти мытари последнее имущество за недоимки забирали, отличались немилосердным сердцем. Но Господь приглашает этого мытаря следовать за Собой. Мало того, зовет с Собой грешников, презираемых людей. Конечно, «праведные» фарисеи, саддукеи, книжники начали роптать: «Неужели Он не знает, что эти люди не исполняют Закон, не чтут Писание, воруют и блудят. А Он с ними сидит за одним столом». Видя их помышления, Господь отвечает: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17).

Вот в чем суть поста. Конечно же, необходимо самоограничение в пище, хождение в храм, молитвы, земные поклоны. Но главное в это время — заглянуть в свою душу и ужаснуться, сколько там грехов! Ужаснуться, но не отчаиваться. Пусть звучат слова Спасителя в ушах наших и в сердце: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Это не значит, что если я грешник, значит, меня Бог будет миловать. Без сомнения, Господь помилует и грешника, но какого? Не того грешника, который верит и не кается — дьявол тоже верит. Если человек знает, что у него есть те или иные грехи, но не оставляет их — у одних это пьянство, у других блуд, у третьих клевета, воровство, злословие — не надейся тогда. Бог милосерд, но Бог и правый Судия. Видя нераскаянность сердца твоего, Он оставит тебя ходить по путям твоим. Но настанет время, когда ты покинешь этот мир и дашь ответ перед Богом. И там уже не будет времени для покаяния, там будет ответ и суд.

Священное Писание

Бытие. VII, 6-9

6Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

7И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Притчи Соломона. IX, 12-18

12[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.] 13Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16"кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17"воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

18И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
третья седмица Великого поста
добродетели

Все публикации