Актуальная аналитика

«Сезонное» Православие

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иерей Александр ЕРМОЛИН
«Сезонное» Православие

В летний период в храм приходит гораздо меньше верующих, чем в дни Великого поста и праздник Пасхи Христовой. В пост, а особенно в последнюю его неделю, церковь посещают «записные» православные, которым совесть подсказывает, что хотя бы один раз в год им надо причащаться и исповедоваться. На Светлой седмице церковь посещают главным образом прихожане, а не «захожане». Они участвуют в Таинстве Евхаристии и крестном ходе и радуются Светлому Христову Воскресению. Затем Радоница (девятый день после Пасхи) с ее наплывом верующих с записками и… все. Начинается тишина. Своего рода духовный штиль. Верующих в храмах почти нет, количество причастников резко уменьшается…

В чем причина? Куда пропадают люди? Все очень просто: начинается дачный сезон, и многие прихожане отправляются на дачи, в деревни или просто куда-нибудь едут отдыхать. Вот об этом феномене «сезонного» Православия и предлагаю сегодня поговорить.


Две категории

Дачники делятся на две категории. Первая — это те, кто уезжает на дачу или в деревню, но при этом продолжает посещать близлежащий храм, как правило, сельский (по этой причине в некоторых сельских храмах летом кипит жизнь, а зимой наступает полная тишина). Подобное стоит приветствовать, ведь литургическая жизнь в этом случае не прекращается.

К этой же категории можно отнести и тех, кто весь сезон живет на даче, но не имеет физического здоровья для того, чтобы куда-то съездить. Таких верующих достаточно много. Многие из них ведут христианский образ жизни, регулярно читая утренние и вечерние молитвы.

Ко второй категории относятся те, кто уходит в аграрную жизнь, что называется, с головой. Летом эти верующие богослужения не посещают: религиозная жизнь у них возобновляется по окончании сельскохозяйственных работ. Когда эти верующие не заняты на даче, они являются ревностными прихожанами. Многие из них строго соблюдают посты и регулярно посещают городской храм.

Вторая категория верующих похожа на солдата, который принимает присягу с исключениями: с мая по сентябрь я не смогу служить Родине, а в оставшиеся семь месяцев — без вопросов. Готов служить со всей серьезностью, даже подвиги совершать. Таких солдат, разумеется не существует, а вот «сезонные» верующие, к сожалению, есть. Тем, кто забывает летом о храме, следовало бы вспомнить Священное Писание, в котором сказано, что «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4).

Три «но»

Представителям второй категории верующих хочу напомнить о некоторых важных вещах.

Во-первых, христианство немыслимо без Евхаристии, без причащения Святых Христовых Таин, поэтому верующие должны регулярно посещать богослужения. Тех, кто ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, можно охарактеризовать словами из Апокалипсиса: «ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3:16). О необходимости регулярного участия в Евхаристии говорят и канонические правила, предполагающие даже отлучение верующего, не приступающего к Святой Чаше без уважительной причины продолжительное время.

Во-вторых, «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Втор. 5:13-14). Воскресение — самый главный день для христиан, поэтому оно должно быть посвящено Богу. Тому, кто занимается дачными делами, раз в неделю нужно делать паузу, чтобы посетить церковь.

В-третьих, большое расстояние от дома до храма не должно быть причиной отказа посещать богослужение. Никто и не обещал, что будет легко. Апостолы ходили за Спасителем три года, познав все прелести непростой «дорожной» жизни. Вспомним слова Петра: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27). А что Господь сказал им в ответ? «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат» (Мф. 19:29).

И еще одна прекрасная мысль из Нового Завета: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Это значит, что христианину нужно всегда прилагать усилия, потому что ничего в этом мире не дается просто так. Духовная жизнь — не исключение.

Ответ критикам

И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто говорит: «Легко ему рассуждать, а нам нужны яблоки, картофель, морковь, лук, чеснок и так далее». Фрукты и овощи нужны всем, и, если имеется возможность вырастить их самим, сэкономив семейный бюджет, то это замечательно. Однако и о духовном нельзя забывать. Для верующего очень важно правильно расставить приоритеты. Вспомните евангельское «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), и тогда все встанет на свои места.

Теги:
Вера в Бога
духовная жизнь

Все публикации